Ян Солович
Осторожно! Ангелы!
Трагикомедия в четырех действиях
Действующие лица
Лауренциус Мезофанти — директор краеведческого музея, 40 лет.
3 и т к а — его
жена, 38 лет.
Ветка Орачова —
сотрудница музея, 25 лет.
Франтишек Оштара — директор народной школы культуры, 35 лет.
Йозефина — его
жена, 35 лет.
Адам Вилкович — заведующий отделом культуры районного Национального комитета, 40 лет.
Марош
Новак — геодезист, сотрудник строительно-дорожного
управления, 28 лет.
Руженка — учащаяся
профтехучилища, 17 лет.
Штефан Богдан — сотрудник Словацкого общества охраны памятников старины и природы, неопределенного возраста.
Действие происходит в наши дни.
Действие первое
Просторный зал в старинном замке.
Отсюда начинается экспозиция краеведческого музея. Почти вся задняя стена
представляет собой широкие стеклянные двери, ведущие во внутренний
круглый дворик. Если позволяет величина сцены, сценограф может представить этот
дворик замка одной или двумя (из двенадцати) скульптурами каменных
ангелов, подпирающих своими крыльями полукруглые аркады и обступающих со всех сторон
небольшой фонтан в центре дворика. Но это не существенно, потому что все действие пьесы
происходит в зале, из которого двери направо ведут в кабинет директора, а слева, с
надписью «Продолжение осмотра», остаются все время закрытыми. На стенах
картины и гравюры. Из мебели
в зале — несколько
стульев и небольшой универсальный столик:
они могут быть любого стиля и
принадлежать любой эпохе.
Ветка стоит в распахнутых дверях,
через которые вместе с яркими лучами июньского полуденного солнца врываются звуки скрипки. Кто-то
совсем близко исполняет Концерт фа мажор Г.-Ф. Телемана. Мезо-фанти входит в те
же самые двери, но, погруженный в свои мысли, словно не замечает Бетку и
решительно направляется в свой кабинет. В руке он держит табличку, на которой довольно
четко видна сделанная от руки надпись: «Осторожно! Ангел может упасть!» Он с
недовольством рассматривает табличку, потом быстро поворачивается и угрожающе смотрит
на мечтательно слушающую
музыку Бетку.
Мезофанти. Это,
конечно, ваша работа. Да?
Ветка (как бы
приходит в себя, настораживается и отвечает со своей особой, почти незаметной, но
обезоруживающей улыбкой). Почему вы сняли эту
табличку?
Мезофанти. Ветка! Боже ты мой! Вы
хотите, чтобы я попал в
сумасшедший дом? Вам мало, что моя жена
уже... Так вы еще и из меня пытаетесь
сделать больного человека?
Ветка. Но ведь ангелы, товарищ директор. У них действительно все время что-нибудь отваливается.
Мезофанти. Какие невероятные новости вы мне сообщаете! Словно я этого не наблюдаю уже многие годы.
Ветка. Вот только вчера у одного ангела отломилось
крыло. Если учесть его вес, то не исключается...
Мезофанти. Что «не
исключается»?
Ветка. Ну, если не смертельный случай, то тяжелая травма или даже увечье.
Мезофанти. Дорогая вы моя товарищ Орачо-ва, поймите, наконец, что в музее вы научный сотрудник, специалист-историк, а не инженер по технике безопасности.
Ветка. Сомневаюсь, что мое объявление могло бы кому-то повредить.
Мезофанти. Вы, конечно, можете сомневаться, вам все кажется ясным и понятным. А я вам, Ветка моя дорогая, на это отвечу: вывешивать такие объявления в общественных местах... это, не сердитесь на меня, более чем рискованно. Подумайте хорошенько, как на это посмотрят.
Ветка. Кто посмотрит?
Мезофанти. Кто-кто? Ваш детский вопрос сразу выдает, сколько вам лет, а также и то, что вы не знаете людей.
Ветка. По-моему, люди будут только благодарны, если в их собственных интересах...
Мезофанти. ...мы обклеим музей подобными объявлениями: «Будьте осторожны, падают ангелы!» Да
на такой аттракцион сбегутся зеваки со всей
округи! При одной мысли об этом у меня волосы
встают дыбом. Представьте себе, что
кто-нибудь сфотографирует этакое, а потом, еще чего доброго,
поместит в газете. Вот уж тогда нас поблагодарят!... Когда вы успели это повесить?
Ветка. Утром.
Мезофанти (смотрит
на часы). Да, прошло уже несколько часов.
Надеюсь, иностранцев тут не было.
Ветка. По двору ходят, как правило, только дети. Они идут в музыкальную школу.
Мезофанти. Вот видите, а наши посетители к ангелам не имеют ни малейшего отношения.
Ветка. Жаль, а могли
бы иметь.
Мезофанти. Прикажете им любоваться бревнами, подпирающими скульптуры?
Ветка. Скажите... Когда вы смотрите на это жалкое зрелище, у вас, уже не как у директора, а просто как у культурного человека, не щемит сердце?
Мезофанти. Послушайте, Ветка... Вы прекрасно знаете, у меня масса всяких забот, ко-
торых вполне
достаточно, чтобы получить инфаркт. А что
касается этих ваших ангелов...
Ветка. Ответьте мне,
положа руку на сердце...
Мезофанти. Я сделал все, что считал своей служебной обязанностью: неоднократно обращался в соответствующие организации, причем делал это в установленные сроки. Копии всех документов у меня аккуратно хранятся. Вы сами их видели.
Ветка. Только иногда надо делать больше, значительно
больше, чем предусмотрено служебными
обязанностями.
Мезофанти. Ветка! Пожалуйста, разрешите мне самому разобраться в моих делах, а свои, я надеюсь, вы знаете.
Ветка. Да, но эти двенадцать ангелов, товарищ директор,— самый древний исторический
памятник в нашем городе. И если мы позволим
им развалиться...
Мезофанти. ...то город от этого не развалится.
Ветка. Не в этом
дело.
Мезофанти. Так в
чем же?
Ветка. Простите. Вы правы. За год, что я здесь работаю, у меня было достаточно возможностей узнать вас и ваши взгляды.
Мезофанти. Вы хотите
сказать, что я...
Входит О шт ар а,
держа за руку 3 и т к у.
Оштара. Ну, вот, пожалуйста, пани Мезофанти. Перед нами — наше начальство.
Мезофанти (удивленно). Зитка?
Оштара. Зашла к нам в школу, искала вас среди учеников. Мне даже пришлось прервать урок.
Зитка (мужу). Они здесь.
Мезофанти. Кто?
Оштара. Она говорит о каких-то французах.
Зитка. Да. Французская машина. Стоит на площади. Побежим туда.
Мезофанти. Зитка,
прошу тебя...
Зитка. Надо
торопиться.
Ветка. Пани Мезофанти, таких машин на белом свете сколько угодно.
Зитка. Нет. Французскую марку я узнаю среди
сотен других. Такие здесь не часто появляются.
Мезофанти. Что тебе надо от них? Это же совсем незнакомые люди.
Зитка. А вдруг они что-нибудь знают. Лоро, пошли, а то они уедут. Человек — это не иголка в копне сена. Не может он сразу, ни с того ни с сего исчезнуть.
Ветка. Ваша Юлинька определенно жива. И никуда она не пропала.
Зитка. Что вы можете знать? Она уже два года молчит. Не написала нам ни строчки. Два года! Лоро, умоляю тебя! Не мучай меня!
Пошли! Ты можешь спросить их по-французски.
Мы дадим им Юлинькин адрес.
ЧТОБЫ ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА - СКАЧАЙТЕ ПЬЕСУ!!!
|